Публикации

Эффект бабочки

Как экс-офицер милиции преуспел в пошиве мужских аксессуаров. В сорок лет выйдя на пенсию, офицер милиции Сергей Антипов был уверен, что любимый аксессуар, галстук, не наденет до конца дней. Знакомый позвал в фирму по фасовке масла, что подразумевало несколько иной «дресс-код»: спецовку и резиновые сапоги. Сейчас Антипов носит не только галстуки, но и шейные платки, а порой и бабочку. Ему, хозяину фабрики по пошиву галстуков «Элси», что называется, сам бог велел быть ходячей рекламой собственной продукции...

Эффект бабочкиЗа что жена кормит

В 2002 году предпринимательская чета Елена и Александр Смирновы предложили друзьям Елене Бушуевой и Сергею Антипову купить у них «Элси». Они основали её ещё в 1992 году, но выросли из этого бизнеса, приобрели более крупное швейное производство. Судьба «Элси» висела на волоске: либо предприятие кто-то купит, либо оно будет закрыто.

Наши «юные» пенсионеры тогда работали на дядю: Сергей — в фирме по фасовке масла, Елена — офис-менеджером в организации, торгующей канцтоварами.

— На раздумья нам дали два дня, — вспоминает Елена. — Мы сразу загорелись, но денег-то нет. О том, чтобы взять у Смирновых в долг, речи не было. У нас так: дружба дружбой, а табачок врозь. Поэтому занимали у кого только можно.
Пускаясь на авантюру, решили оставить запасной аэродром в виде Елениной службы с ежемесячным доходом в 8 тыс. рублей. И как в воду глядели. Первые два года Сергей работал практически без зарплаты. Установив себе такой же оклад, как и работникам — 4 тыс. рублей, всю эту сумму пускал в дело. Кормила жена.

— Первые шаги делал на ощупь, шишек набил немало, — вспоминает Сергей. — Клиентов мало, представления о бизнесе никакого. Сменил шесть бухгалтеров. Но самым сложным было вовремя дать людям зарплату. Это была непривычная, новая ответственность.

Только спустя четыре года стало понятно, что фирма выживет. К этому времени Елена уже два года как оставила службу и обосновалась за соседним столом. Муж и жена со смехом вспоминают, как нешуточно тогда накалились их отношения. Споры, начавшиеся на работе, не утихали и дома. Но вскоре превратились в конструктивные дискуссии на пользу дела. Как оказалось, уникального в масштабах страны.

Кризис отрепетировали за четыре года

— Галстуками и галстучными аксессуарами в России занимаемся только мы, — говорит Сергей Антипов. — Многие фабрики, которые шьют школьную форму, сорочки, пытались взяться и за галстуки. Но они шьют из обычных тканей, а не из галстучных. Естественно, это совсем не тот уровень.

Главный конкурент галстукам «Элси» — китайские изделия. Были случаи, что клиенты прельщались их дешевизной. Но в итоге возвращались. Признавая, что у «Элси» дороже, но качество не в пример выше.

— Ещё бы, мы полностью сменили оборудование! У нас итальянские прессы и парогенераторы, промышленные швейные машины. Ткани закупаем самые красивые — в Китае, Польше, Чехии, Турции, Германии. Пробовали брать в Италии, но... Понимаете, 80% производства у них размещено в Китае, они тем же китайским тканям за 10 долларов дают свой бренд и «заряжают» по 30 евро.

Сергей с улыбкой вспоминает, что первоначальных капиталов хватило лишь на 15 метров ткани. Сейчас на складе «Элси» — под семь километров ткани более 800 расцветок.

Особенно тяжёлым выдался 2004 год. Было не до галстуков. Чтобы выжить, месяца три шили постельное бельё. Зато когда случился кризис 2008 года, паники не было. На «Элси» не сократили ни одного человека, не снизили и ни разу не задержали зарплату. «Покувыркались», по словам Антипова, месяца три, работали на склад, но вырулили.

«Честное купеческое» не пустой звук

Антипов с гордостью указывает рукой на карту, утыканную флажками. География поставок «Элси» — как говорится, до самых до окраин.

— И Владивосток берёт? — не могу сдержать удивления.

— И Владивосток, и Благовещенск. У нас вообще немало клиентов на Дальнем Востоке. Говорят, что китайским уже накушались, хотят качественного российского производителя.

Всю клиентуру Сергей и Елена наработали сами. Начали с обзвона фирм, затем стали ездить на выставки в Казань, Уфу. Но отдачи не было. Всё переменилось, когда «Элси» впервые представила свою продукцию на московской выставке «Покупайте российское». С тех пор Сергей и Елена дважды в год ездят на этот столичный смотр легпрома. Клиентов прибывает от раза к разу, в том числе благодаря «сарафанному радио». Часть заказчиков выходит на фирму через сайт. Среди них такие крупные, как московская фабрика «Смена», чебоксарская «Элита», ивановские «Валенти» и «Адонис». Аксессуары «Элси» им интересны как сопутствующий товар к сорочкам и костюмам, которые они шьют и продают в фирменных магазинах.

— Чем мы удобны заказчикам? — объясняет Сергей. — Например, в Китае надо брать сразу крупную партию — скажем, сто розовых галстуков. А мы хоть один экземпляр продадим. Обычно у нас берут партии по 300-500 галстуков разных расцветок.

— У нас с клиентами семейные отношения, — дополняет Елена. — Встречаемся на выставках как родные, вместе ходим в кафе. Тем, кого хорошо знаем, идём на уступки: скидки, отсрочку оплаты.

За все девять лет их «кинули» лишь дважды. Супруги ввязались в судебную тяжбу, дошли до Москвы...

— Суд-то мы выиграли, — усмехается Сергей. — Но спросить долг было уже не с кого: фирма ликвидировалась. У нас в стране трудно добиться полного восстановления справедливости.

Вместе с тем Антипов уверен, что «честное купеческое» и в наши дни не пустой звук:

— Конечно, доверять человеку, которого впервые видишь, наивно. Поэтому, когда новые клиенты просят отсрочек, скидок, мы говорим: «Не волнуйтесь, мы с вами познакомимся поближе, и всё будет».

Семь тысяч человек в белых галстуках

Модные тенденции они отслеживают по журналам и телевидению. Недавно ассортимент «Элси» пополнился галстуком-шарфом «Леди» и мужским двойным галстуком, который носится как шейный платок под расстегнутый ворот сорочки. Разработали модели для школьниц и преподавательниц.

Но самый главный источник вдохновения для Сергея и Елены — пожелания клиентов. Заказчик привёз галстук из Италии: «Сможете?» — главный технолог тут же разработала лекало. Клиенты заинтересовались вновь вошедшими в моду галстуками-«селёдками» — на «Элси» запустили сразу два их вида, пошире и поуже. Ивановская фирма «Валенти» попросила пояса для ношения со смокингом — взялись разрабатывать, скоро пошьют первую партию.

— Я не припомню, какая из новинок оказалась невостребованной, — рассказывает Елена. — Неожиданно пошли на ура придуманные нами комплекты «Торжество»: свадебный жилет, галстук и платок. Конечно, есть позиции, которые заказывают реже, чем другие. Например, галстук для высоких полных мужчин «Персона», у которого длина 170 см против стандартной 150-155 см. Такие не шьёт никто ни в России, ни в Китае.

Галстук сейчас — востребованный атрибут корпоративного стиля. Летом «Элси» отшивала большой заказ из Москвы — семь тысяч белых галстуков с оранжевой подкладкой.

Бизнес не для головной боли

Лето в «Элси» — горячая пора в прямом и переносном смысле. Усиленно шьют к началу учебного года. Следующий всплеск будет по весне — к выпускным в школах и детсадах. Но авралов здесь стараются не создавать, в месяцы относительного затишья заполняют склады.

Сейчас, как считает Антипов, настало время пожинать первые плоды прежних лишений:

— Все доходы мы вкладывали в производство, а вот сейчас начали снимать небольшие «пенки». Наши доходы не назовёшь огромными, но ведь богат не тот, у кого много, а кому достаточно. Нам с женой хватает. Видел я людей, которые на первые же доходы накупали предметов роскоши и вынимали деньги из оборота. А потом «загибались».

Философии «синица в руках, а не журавль в небе» Сергей придерживается и в отношении расширения бизнеса:

— Нам говорят: расширяйтесь. Но мы считаем: бизнес должен приносить удовольствие, а не головную боль. Лучше прочно сидеть на этом месте, чем занимать неустойчивые позиции на более высоком.

Программа максимум на ближайшие годы — переехать в собственное здание. Пока производство размещается в арендованном. Но чтобы приобрести своё, нужны 8-10 миллионов, а влезать в долги у наших героев желания как не было, так и нет. Года через три надеются осилить эту сумму самостоятельно.

Баловство и тяга к прекрасному

— Иногда встречаешь бывших коллег, протягиваешь визитку, а они меняются в лице: «Как, ты шьёшь галстуки?!» — улыбается Сергей. — Но если подумать, этот бизнес случился в моей жизни не просто так. Всегда тянуло к прекрасному. В юности серьёзно занимался бальными танцами, оставалось два класса до международного... До сих пор танцую с большим удовольствием.

Сейчас Антипов — ходячая реклама своих галстуков. К каждой рубашке у него по два—три аксессуара с фирменным знаком «Элси»:

— Куплю новую сорочку, приду на склад, и мне всем коллективом подбирают галстук.

У Елены и Сергея на двоих трое детей. У него сын от первого брака, у нее — сын и дочь. Парней уже женили, а 19-летняя наследница учится в академии госслужбы.

— Преемница? — интересуюсь у супругов.

Они в один голос отвечают, что не создают детям тепличных условий. Пусть, мол, сначала где-нибудь поработают, набьют шишек. Когда даёшь детям всё готовенькое, они не понимают его ценности. Баловство это...

Биржа+

Попади в игольное ушко

Легкая промышленность только называется легкой. На самом деле это тяжелый труд, на который еще не каждый сгодится. У хороших швеи, портного или закройщика должны быть ловкие руки и отличное зрение (еще бы! каждый день вдевать нитку в иголку), а также завидная усидчивость. Кто хоть раз в жизни что-то шил, тот поймет.

Зато если вы обладаете навыками кройки и шитья или готовы их получить на непродолжительных курсах, без работы не останетесь никогда.
© 1992 «ЭЛСИ»
Контактная информация